Всеукраїнський з’їзд третейських суддів


Вищим органом третейського самоврядування є Всеукраїнський з’їзд третейських суддів. Всеукраїнський з’їзд третейських суддів обирає Третейську палату України (далі – З’їзд).

З’їзд скликається за необхідністю, але не рідше ніж один раз на три роки.

  • 16 сентября 2005 г. состоялся Первый Все­украинский съезд третейских судей Украины (Съезд), на котором собравшиеся — представители официально зарегистрированных постоянно действующих третейских судов наконец проголосовали за создание Третейской палаты Украины (ТПУ) — орган самоуправления третейских судей.

    Приветствия и выступления почетных гостей

    Следует отметить, что первая часть Съезда состояла из приветственных спичей представителей законодательной и судебной ветвей власти (председателя Высшего хозяйственного суда Украины Дмитрия Притыки и председателя Высшего административного суда Украины Александра Пасенюка),

    а также Церкви от имени Святейшего ­Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета.

    Среди почетных гостей Съезда присутствовал народный депутат Николай Онищук, который в свое время активно продвигал основополагающий для третейских судей Закон Украины «О третейских судах». Г-н Онищук передал пожелание успехов в работе от спикера парламента Владимира Литвина. Также он отметил, что создание ТПУ будет содействовать становлению третейского судопроизводства и информированию общественности о третейских судах, преимущество которых по сравнению с государственными судами состоит в быстроте рассмотрения дел и в экономии средств граждан, хотя при этом решения третейских судов обеспечиваются силой государственного принуждения.

    Среди выступающих был и председатель организационного комитета по подготовке и созыву Съезда, председатель Постоянно действующего третейского суда при Украинском национальном комитете Международной торговой палаты Виктор Самохвалов, подчеркнувший, что ныне на Украине отсутствует механизм представительства третейских судов. И только в руках третейских судей создание такого органа третейского самоуправления, который бы занимался защитой социальных и профессиональных прав третейских судей, анализом практики третейского судопроизводства, отслеживанием всех изменений в законодательстве о третейском судопроизводстве и т.д.

    Виктор Самохвалов рассказал присутствовавшим о большом объеме подготовительной работы, предшествовавшей проведению Съезда, в частности, о заседаниях оргкомитета в течение пяти месяцев перед проведением Съезда, на которых біл создан проект Положения о Третейской палате.

    Затем представители постоянно действующих третейских судов Украины поменяли временные удостоверения на мандаты и приступили непосредственно к работе по созданию органа третейского самоуправления.

    Ход Съезда

    Выступление председателя мандатной комиссии Съезда Михаила Кузнецова (третейского судьи Постоянно действующего третейского суда при Универсальной товарной бирже «Пивдень») определило количество делегатов, получивших мандаты с правом голоса на Съезде. Так, на момент открытия Съезда было зарегистрировано 66 представителей от третейских судов. В то же время подтвердили свои полномочия протоколами на делегирование им полномочий от соответствующих судов на Съезде 59 третейских судей — представители 36 зарегистрированных на Украине постоянно действующих третейских судов.

    Далее выступил председатель комиссии по вопросам разработки Положения о Третейской палате, третейский судья постоянно действующего третейского суда при Киевской Торгово-промышленной палате Украины Геннадий Пампуха, напомнивший делегатам Съезда о праве Всеукраинского съезда третейских судей Украины как высшего органа третейского самоуправления на утверждение Положения о Третейской палате Украины, что закрепляется в статье 58 Закона Украины «О третейских судах».

    Г-н Пампуха поведал присутствовавшим о том, что в процессе подготовки Положения о Третейской палате оргкомитет рассмотрел немало проектов и предложений, а также им получено заключение Института государства и права им. В.Н. Корецкого НАН Украины о созданном Положении. Также Геннадий Пампуха указал на спорные моменты в Положении, которое и ныне остается не идеальным, как, впрочем, и Закон Украины «О третейских судах». Таковыми ­являются статус Третейской палаты (общественная организация или орган третейского самоуправления, юридическое лицо или просто организация судейского самоуправления без статуса юрлица), членство в Третейской палате (кто ­является членами этого представительского органа: третейские суды или судьи?), структура Третейской палаты, а также перечень полномочий председателя, Президиума Третейской палаты и проч.

    Несмотря на это большинством голосов делегатов данный акт, закрепляющий статус и полномочия ТПУ, был утвержден. Однако, учитывая указанные спорные моменты в Положении о Третейской палате Украины, Съезд проголосовал за принятие Положения за основу и решил наделить редакционную комиссию Съезда полномочием вносить изменения и дополнения в принятое Положение в соответствии с предложениями и замечаниями от третейских судей, ­принимаемыми до 1 октября с.г. (по предложению Владимира Рыжего — судьи постоянно действующего третейского суда при Украинском национальном комитете Международной торговой палаты).

    Следующим вопросом на повестке дня Съезда стояло утверждение списка членов, а также избрание председателя ТПУ.

    Что касается первого вопроса, то делегаты Съезда решили утвердить по одному представителю от каждого из постоянно действующих третейских судов Украины. В результате была сформирована Третейская палата в количестве 36 человек.

    Среди кандидатов на должность председателя Третейской палаты Украины были представлены, кроме упомянутых Виктора Самохвалова и Геннадия Пампухи, Сергей Величко, член оргкомитета, заместитель председателя постоянно действующего третейского суда при Волынской ТПП; Людмила Грачева, член оргкомитета, заместитель председателя постоянно действующего третейского суда при Ассоциации «Женщина и бизнес»; ­Евгений Данилин, председатель комиссии по вопросам организации работы оргкомитета, председатель постоянно действующего третейского суда при ВОО «Ассоциация специалистов в аграрной сфере «Третейская инициатива»; Юрий Михальский, председатель комиссии по вопросам финансирования, председатель ВОО «Союз третейских судей Украины», а также Анатолий Свинцицкий, председатель комиссии по вопросам представительства и созыва Первого Всеукраинского съезда третейских судей, председатель постоянно действующего независимого третейского суда при ВОО «Лига юридической защиты интересов потребителей».

    В почти равной борьбе победил Виктор Самохвалов, за которого проголосовали 33 делегата. Следующий претендент, Юрий Михальский, набрал 17 голосов.

    Последним вопросом на повестке дня Съезда было определение численного и избрание персонального состава Ревизионной комиссии — одного из органов Третейской палаты Украины, который должен осуществлять контроль за финансовой деятельностью ТПУ, а также целевым и эффективным использованием ее средств и имущества. Несмотря на норму пункта 1 статьи 9 только что принятого (но, вероятно, не дочитанного делегатами) Положения о Третейской палате, согласно которому Ревизионная комиссия избирается Съездом в составе трех лиц — членов Третейской палаты Украины, было избрано 5 членов комиссии под председательством Федора Плачкова, третейского судьи постоянно действующего третейского суда при Универсальной товарной бирже «Пивдень».

    Судья постоянно действующего третейского суда Антонина Бобкова подняла также вопрос об официальном печатном издании Третейской палаты Украины. Так, 28 августа с.г. была зарегистрирована газета «Третейский вестник», предложившая сотрудничество Третейской палате. Новоизбранный председатель ТПУ ­ответил согласием на данное ­предложение, добавив, что в скором времени между Третейской палатой и редактором газеты будет заключено соответствующее соглашение с целью долговременного и плодотворного сотрудничества.

    Кроме того, после закрытия Съезда на заседании ТПУ был избран численный и персональный состав Президиума — коллегиального исполнительного органа, создаваемого для оперативного принятия решений для достижения целей и задач Третейской палаты на период между заседаниями ТПУ. В состав Президиума ТПУ вошли по должности: председатель Третейской палаты Виктор Самохвалов, первый заместитель Юрий Михальский, секретарь Дмитрий Пшеничнюк (секретарь постоянно действующего третейского суда при Ассоциации «Украинский национальный комитет Международной торговой палаты») и 12 членов, избранных по принципу равного представительства от Севера, Юга, Запада и Востока Украины.

    Джерело

  • 31 октября, 2008, в Киеве состоялся Второй Всеукраинский съезд третейских судей. На повестку дня съезда, в котором приняло участие 73 делегата, были вынесены вопросы оценки деятельности Третейской палаты Украины (ТПУ) и перспектив развития третейского судопроизводства.

    Третейская палата Украины играет особую роль в третейском самоуправлении. В её полномочия входит представлять и защищать социальные и профессиональные права и интересы третейских судей и третейских судов; осуществлять методическую и издательскую работу; анализировать практику правоприменения третейских судов и выполнять другие задачи, определенные Всеукраинским съездом третейских судей.

    Всеукраинский съезд третейских судей избирал председаталем Председателем Третейской палаты Украины адвоката Юрия Михальского, заместителем председателя адвоката Татьяну Слипачук.

    Обращение членов Николаевской ТПП ко 2-ому създу ТПУ


  • 16.03.2012 р. відбувся з’їзд третейських суддів України – представників більш ніж 60 третейських судів

    З’їзд прийняв резолюцію, у якій звернено увагу на те що третейський розгляд спорів ( арбітраж) є інструментом громадянського суспільства, що визнаний та підтримується у розвинених країнах світу, є ознакою демократії та високого рівня свідомості суспільства. Третейський розгляд спорів відповідає нормам Типового закону ЮНСІТРАЛ «Про міжнародний торговий арбітраж» та Арбітражного регламенту ЮНСIТРАЛ – 2010.

    У резолюції ідеться про негативну тенденцію згортання повноважень третейських судів на законодавчому рівні та на рівні застосування законів державними судами. У цьому зв’язку наголошується на те, що обмеження компетенції третейських судів стримує розвиток громадянського суспільства, підриває міжнародний авторитет держави.

    З’їзд звернув увагу на неоднозначну судову практику застосування Закону України «Про третейські суди». Є випадки, коли державні суди визнають недійсним третейське застереження з посиланням на конституційне право особи на звернення до суду за захистом , не враховуючи висновки зроблені у Рішенні Конституційного суду України від 10.01.2008 № 1-3/2008 року про те, що укладання сторонами третейської угоди не є порушенням прав позивача на звернення до суду за захистом , оскільки угода про передання справи на розгляд третейського суду не є відмовою від права на звернення до суду, а є одним із способів реалізації права на захист своїх прав.

    Не обґрунтованим є і висновок у деяких рішеннях державних судів про те, що третейські суди не мають компетенції розглядати позови про визнання недійсним третейського застереження. Можливість розгляду третейським судом спорів щодо дійсності третейського застереження безпосередньо передбачена у частинах 7 та 8 статті 27 Закону «Про третейські суди».

    В окремих рішеннях державних судів з посиланням на пункт 14 статті 6 Закону «Про третейські суди» міститься висновок про те , що спори за позовами кредиторів (наприклад, банків) до споживачів виключені з компетенції третейського суду . Проте відповідно до пункту 14 статті 6 Закону «Про третейські суди» з компетенції третейського суду виключені спори щодо захисту прав споживачів. Згідно із статтею 16 ЦКУ за захистом порушеного права звертається до суду позивач. Відповідно банки-позивачі звертаються до суду за захистом свого порушеного права, а не права споживача, тому спори за позовами банків до споживачів є спорами про захист прав банків(кредиторів), які не виключені з компетенції третейського суду.

    Крім того не всі позови споживачів до банків (кредиторів ) за своїм змістом є позовами про захист прав споживачів. Ознаки спору щодо захисту прав споживача містяться у пункті 6 постанови Пленуму Верховного суду України від 12.04.1996 року N 5 «Про практику розгляду цивільних справ за позовами про захист прав споживачів».

    Відповідно до статей 22 , 55 та 64 Конституції України право на обрання споживачем для свого захисту третейського суду не може бути обмежене або скасоване.

    З’їзд рекомендує сторонам цивільно-правових відносин уважно знайомиться із всіма умовами договору та свідомо використовувати своє право на вибір суду, що розглядає спори, які виникають із укладених договорів.


  • Керуючись ст. ст. 58, 59 Закону України «Про третейські суди», рішенням Президії Третейської палати України від 26.09.2016 року, організаційний комітет ІV Всеукраїнського з’їзду третейських суддів повідомляє, що 04.11.2016 року за адресою: місто Київ, вул. Велика Житомирська, 33, відбудеться черговий ІV Всеукраїнський з’їзд третейських суддів.


    Рішення Президії Третейської палати України від 26.09.2016 року про проведення чергового ІV Всеукраїнського з’їзду третейських суддів

    Оголошення про ІV Всеукраїнський з’їзд третейських суддів 4 листопада 2016 року

    Положення про Третейську палату України

    Резолюція ІV Всеукраїнського з’їзду третейських суддів

    Фото з ІV Всеукраїнського з’їзду третейських суддів